День полиграфиста -2016
20.04.2016Из выступления на праздновании Дня полиграфиста 19 апреля 2016-го года в концертном зале гостиницы «Санкт-Петербург»:
До 2000-го года вся мировая (и отечественная вместе со всеми) полиграфия процветала и расширялась. И вдруг произошел перелом! Полиграфия, выражаясь боксерской терминологией, получила три сочных удара в челюсть. Сначала настал кризис внутриотраслевой перепроизводства, когда типографий стало больше, чем спрос на их услуги. Потом «технологический» кризис: появилась и окрепла более эффективная (быстрая и дешевая) технология передачи информации – интернет. Появились электронные и аудиокниги. И потом в 2008-ом году общеэкономический кризис, который снизил спрос на полиграфические услуги в целом.
Можно было сдаться сразу. Такие примеры есть: сразу закрылись заводы выпускающие пишущие машинки, когда появились персональные компьютеры, сразу свернулась пленочная фотография, когда выросла цифровая. Но есть и примеры достойного сопротивления. Например, театр. Когда появилось кино и телевидение – он нашел свою нишу в среде эстетствующей публики. Другой пример, радио. Оно уже как канал распространения информации совсем сдавал свои позиции, но вдруг возникла новая ниша – радио в автомобиле. И сейчас радио отрасль растет. Нечто схожее с углем – он уступил нефти и газу, но нашел свою долю на рынке. И так далее.
Но за спиной 500-летняя история. Негоже нам сдаваться без боя! Полиграфия решила «принять вызов». Она ищет свое место под солнцем. Конечно, потери уже есть. За 10 лет количество типографий в развитых странах упало на треть. Спрос на новые печатные машины упал в 5 раз. Особенно пострадали японские заводы полиграфических машин. Их осталось только двое из 7. Акции крупнейшего производителя техники немецкой фирмы Heidelberg упали в 50 раз.
Но! Несколько лет назад оказалось, что картонная упаковка – самая бюджетная и эффективная с точки зрения рекламы упакованного продукта при малых и средних тиражах. Поэтому упаковочный сегмент полиграфии сейчас растет. Растет и «бюджетная» картонная упаковка и элитная с применением дополнительных технологических приемов типа нанесения выборочного УФ-лака, конгревного тиснения, наложения металлизированной фольги и т.д.
В информационной полиграфии ищутся свои методы «против Кости Сапрыкина». Крепнет цифровой способ печати. Это и печать малых тиражей. И печать с персонализацией, «печать по требованию». Это еще один сегмент полиграфии, который растет. Сейчас набирает темп офсетная печать УФ-красками.
Уже приходит осознание рекламодателей, что рекламная полиграфия хоть и дороже интернета в пересчете на один контакт с потенциальных заказчиком, но по отдаче эффективнее. В США (самый большой в мире полиграфический рынок) после 8 лет спада в отрасли начался хоть и не большой, но рост объемов.
Читатель оценил свойства бумажной книги, о которых он не задумывался, когда не было другой альтернативы в виде различных электронных читалок. Бумажную книгу просто приятнее читать. А учебная и научная книга уже доказала, что ее не может серьезно заменить чтение с экрана монитора.
Так что вызов принят, идет борьба. И новый утвержденный правительством праздник День полиграфиста – это не знак уважения «дряхлеющему 500-летнему старику», а праздник для крепкого жилистого «работяги», который востребован обществом!