Типография Блог директора О Довлатове и работе в многотиражке

О Довлатове и работе в многотиражке

29.08.2016

Из разговора в автобусе (По типу «Соло на ундервуде» С.Довлатова).
Сын спрашивает у мамы: Что это за памятник?
 – Это дедушка Ленин
- Что ты врешь! У Лены другой дедушка!

Ехал я в автомобиле и слушал радио. Вдруг сказали, что конец лета – начало осени в Петербурге считаются «довлатовскими» днями: писатель умер в конце августа, а родился в начале сентября. В этом году ему бы исполнилось 75 лет, хотят установить памятник Сергею Довлатову, вышла книга с воспоминаниями о нем и так далее.

 А я подумал, что тоже могу «примазаться» к гению» - у меня к нему есть нечто «личное». :)

Во-первых, из окон нашей типографии видно здание одного из корпусов ленинградского оптико-механического объединения, где  находилась редакция многотиражки «Знамя прогресса». В этой газете Довлатов работал в 1970-е годы. И в своих рассказах постоянно ерничал о работе заводского печатного органа.

Бывают дни, когда рабочие проблемы превышают определенный порог. Хочется или «рвать и метать», или плакать. Но можно посмотреть на «довлатовский» корпус ЛОМО, вспомнить его юмор, и… настроение начинает разглаживаться.

И, во-вторых, в моей биографии был такой сюжет. Я уже три года работал инженером в КБ после окончания института. Мое инженерное поприще мне порядком надоело: хотелось что-то перевернуть в жизни.  И тут мне кто-то подсунул брошюрку с рассказами Довлатова. Я был в восторге. И это был последний аргумент, чтобы сменить службу в КБ на работу корреспондента в многотиражке. Меня взяли в газету завода «Арсенал».

Конец 80-х годов - это был «звездный» период в советской журналистике. Даже такой локальной, как в заводской многотиражке. Перестройка была в разгаре. Парткому, который всегда курировал многотиражки, было не до нас – он бился за свою жизнь. Экономический пресс еще не задавил – газета была на дотации завода, как заработать на ее существование – думать не надо было. Зарплата была небольшая, но стабильная.

Твори, пиши как получается: практически без ограничений. Цензура была только «внутренняя». Наш главный редактор, человек старой советской закалки, не давал корреспондентам развернуться.  И тогда мы устроили бунт в стакане воды – инициировали перевыборы редактора, использовав тогдашнюю всеобщую моду на выборы. Вся редакция была четыре человека, так что победу одержали сразу. Новый редактор (из наших) поменял все: и содержательную часть, и техническую. Мы изменили технологию печати газеты: перешли с высокой печати на офсет. Тексты набирали в самом современном на тот момент редакторе WORD, распечатывали их на бумаге, резали ножницами на полоски, макетировали полоски вручную на листе, фотографировали. Пленки отправляли в типографию, где газета печаталась к утру. До этого (при высокой печати) нашу газету в Лениздате набирали в течение месяца(!). Даже представить это не возможно сейчас: газета выходила через четыре недели после написания текста! Можно представить какая случилась «революция» – она стала выходить за сутки! И писать мы стали смело: критические статьи, фельетоны, острые репортажи. Рисовали карикатуры, брали интервью у первых лиц (и они боялись (!) нам отказать).  Многотиражка стала оказывать реальное влияние на жизнь завода. Как было здорово! Вот это было время! Но только три года. Потом началась гайдаровская «шоковая терапия», борьба между различными группировками за собственность завода - газету закрыли.

Но вспоминается этот период как один из самых счастливых. Понимает ли мой тогдашний восторг нынешнее молодое поколение? Наверное, понимает. В жизни каждого предприятия, да и человека есть период молодости, роста, когда интерес к новому делу сильнее интереса к деньгам. Потом период молодости проходит, но остается некий навык, который спит в человеке до поры до времени. И бывает, что он (навык) может быть востребован по жизни…

Уйдя из газеты, я пошел в предпринимательство, организовал типографию, и… это уже другая история. Но писать журналистские материалы желание осталось до сих пор. Оно не постоянно, но пробивается. Как гейзер - что-то там внутри меня кипит-кипит, и потом вдруг выбрасывается каким-нибудь постом или статьей. В отраслевых журналах или в социальных сетях. И даже я организовал два «своих» СМИ. В 2002-ом году наша типография учредила городской журнал «Рекламная полиграфия». Он выходил 12 лет – я был ее главным идеологом, редакторами были другие интересные люди. Журнал был популярен среди полиграфистов.

До сих пор, хотя и не регулярно, выходит внутритипографская газета «Астер Петербург-ньюс». Здесь я и автор, и редактор, и идеолог.

Журналистика - тот творческий поток, который скрашивает жизнь помимо основной работы.  Так что спасибо «от меня» Сергею Довлатову :)

Вернуться назад

Наверх