Цифровая авантюра Румянцева
18.02.2009Самое распространённое толкование слова «авантюра» — рискованное и сомнительное дело, предпринятое в расчёте на случайный успех. Но если покопаться, можно найти и другое объяснение, уже из сонника: «Если вы всё же удержались от участия в авантюре, то в реальной жизни ваше промедление может плачевно сказаться на ваших делах».
Генеральный директор типографии «Астер Петербург» (Санкт-Петербург) Максим Румянцев не рассказывал нам о своих снах перед принятием решения о покупке цифровой машины, но признался: решение было отчасти спонтанным, отчасти — из-за боязни не успеть…
Почему решились на открытие цифрового бизнеса, уже имея успешную офсетную типографию?
Открытие состоялось 1 марта 2006 г. Что меня побудило это сделать? Можно сказать, была фобия. Пропаганда поставщиков цифровых решений убеждала, что «цифра» вот-вот победит офсет. Уверенности в правоте тезиса у меня не было и нет, но появилась своеобразная фобия остаться не у дел со всем своим офсетным оборудованием в тот момент, когда «цифра» действительно победит. Хотелось быть готовым к любому обороту событий, уже иметь понимание этого рынка, пусть и не делая больших вложений в очень мощную ЦПМ. Всё-таки проект мне казался рискованным — опыта на этом рынке никакого не было. Покупка произошла благодаря удачному стечению обстоятельств. В нашем здании появился новый арендатор — компания «Графические технологии», партнёр Xerox. По этому поводу была устроена небольшая презентация со спиртными напитками, на которой я познакомился с руководством Ксерокс на Северо-Западе. Слово за слово — и мы уже изучали варианты бизнес-планов, в которых все цифры выглядели весьма привлекательно. Хотя жизнь эти планы, конечно, скорректировала в худшую сторону, надо отдать должное коллегам из «Графических технологий» — они не только помогли со сделкой, но и подыскали руководителя для вновь открытого направления. Купили мы тогда Xerox DocuColor 8000. Сейчас, анализируя результаты разных проектов (их у меня, помимо основного, было около десятка), должен признать — удачно закончился только выход на рынок цифровой печати. Инвестиции вернулись позже, чем планировалось, — к концу третьего года. Я это связываю и со своими ошибками, и с тем, что в 2006 г. рынок еще очень бурно развивался, а уже в 2007 г. предложение услуг вышло на уровень спроса. И многие «офсетчики», последовавшие моему примеру и тогда купившие ЦПМ, даже вынуждены были позже закрыть эти направление. А для меня проект «Циферблат» оказался неожиданно прибыльным, а сейчас, в начале 2009 г., даже лучше себя чувствует, чем «Астер Петербург». Среди причин этого - как раз к новому году (через три года после старта) мы полностью выплатили лизинговые платежи по Xerox DocuColor 8000.
А удалось добиться какого-то синергетического эффекта за счёт сочетания возможностей офсетной и цифровой типографий?
Есть несколько моделей развития. Например, типография «Капли дождя» интегрировали ЦПМ в офсетное производство. Мы разделили направления: цифровая типография — отдельное юрлицо. Но для нашего цифрового бизнеса наличие дружественной офсетной типографии «под боком» — безусловный плюс. Называть это громко «синергией» я бы не стал, но возможность получить дёшево и быстро доступ к мощному послепечатному оборудованию (а оно, порой, стоит дороже, чем ЦПМ) помогает бизнесу на «цифре». Есть определённая польза и для офсетной типографии. Менеджеру удобно принять офсетный заказ, а если в пакете заказов сеть цифровой тираж - адресовать заказчика на второй этаж. При этом заказчик не теряется: и ему не надо мотаться по городу, и обеим типографиям технологично. Это действительно удобно просто переключить звонок от клиента на другой местный телефон, чем объяснять ему, что мы очень хорошие и угодливые, но вот тираж, с которым он обратился в офсетную типографию, слишком мал. Кстати, это работает и в обратную сторону. Опыт показал, что попытки «кооперации», когда «Циферблат» берёт на себя выполнение офсетных тиражей, затем переразмещает их в «Астер Петербурге» по внутренней цене, не оправдываются. Приходится совершать слишком много лишних движений, включая документооборот. Лучше просто перевести заказчика этажом ниже. Удобство размещения разных производств в одном здании оценили и заказчики.
Высокопроизводительное послепечатное оборудование подходит для работы с цифровыми оттисками — ведь нормы отходов должны быть жёстче?
Особой проблемы здесь нет, за исключением термоклеевого скрепления, где для настройки просто используется белая бумага.
В каком секторе ситуация сейчас в кризисе лучше?
Офсетный и цифровой бизнес развиваются по-разному. Внутри каждого направления есть свои поднаправления, но в целом: офсет заметно «просел», а «цифра» даже начала хоть и не интенсивно, но расти. На мой взгляд, это связано с общим падением средних тиражей в кризисное время, многие из которых переместились из офсетной в цифровую зону. В докризисный период, средняя цифровая типография, подобная нашей, обычно 10 месяцев в году работала с небольшим убытком, в ноябре — покрывала «накопленный убыток», а за декабрь зарабатывала прибыль акционерам. Мне, как офсетчику, сначала это казалось диким, потом привык. Однако сейчас «Циферблат» вышел в ноль уже по результатам марта, покрыв убыток января. Учитывая, что каких-то особых маркетинговых ходов мы не предпринимали, я отношу это явление за счёт роста рынка. Хотя нельзя сбрасывать со счетов и накопившийся за три года опыт, раскрутку бренда и прочее.
Будете ли развивать это направление?
В «Циферблате» работает уже два десятка человек, есть своё руководство. На него я полагаюсь и в плане развития. Кроме 8000-ой, купили ещё одну цветную ЦПМ от Canon для печати на конвертах, два широкоформатных интерьерных принтера — Roland и Epson. Есть собственная небольшая послепечатка. Выстроены бизнес-процессы, подобраны неплохие кадры, марка «Циферблат» стала узнаваемой на рынке (по опросам: пятая – в Санкт-Петербурге). В общем, с самого начала этот проект родился под счастливой звёздой… А конкретных планов по развитию пока нет. На уровне идеи — не хотелось бы просто увеличивать мощности по цветной печати. Парк iGen3 в Питере уже довольно большой. А вот о печати книг по требованию можно подумать — например, на Xerox Nuvera. В нашей офсетной типографии выпускать ч/б книги тиражом до 200 экз. слишком дорого, а если заняться их печатью на «цифре», перспектива может оказаться интересной.
А есть какие-то вещи в цифровом направлении, которые удивили?
Оказалось, что заказчики на цифровую печать гораздо менее требовательны к качеству. Наверное, это специфика рынка: на малых тиражах и малых суммах и претензии поменьше, во-вторых, рынок цифровой моложе – когда-то в 90-е и в офсете «дельта Е никто не измерял», и, в-третьих, офсетчики сами за счет зрелого уровня конкуренции «загнали» себя на высокий уровень претензий со стороны заказчиков
 
  
 
 
				 
				 
				 Каталог
				Каталог			 
				 Книга
				Книга			 
				 Буклет
				Буклет			 
				 Брошюра
				Брошюра			 
				 Журнал
				Журнал			 
				 Плакат
				Плакат			 
				 Ежедневник
				Ежедневник			 
				 Календарь
				Календарь			 
				 Блоки
				Блоки			 
				 Карты географические
				Карты географические			 
				 Путеводители
				Путеводители			 
				 Пакеты
				Пакеты			 
  Наверх
	Наверх