Светодиодное дело Румянцева
10.03.2016Известный своими авантюрными затеями далеко за пределами родного Санкт-Петербурга директор типографии «Астер Петербург» Максим Румянцев снова ввязался в историю. В хорошем смысле. На этот раз речь идёт о реинкарнации 5-красочной офсетной машины Heidelberg Speedmaster 52–5-L, выпущенной в 1999 г. В каком качестве?
Здесь будет уместна небольшая предыстория. Румянцев вспоминает: «Когда-то давно я побывал в одной немецкой типографии, очень похожей на мою. В ней были машины первого формата и малоформатная KBA Genius с УФ-оснащением. Вспоминаю, как хозяин этой типографии искренне радовался, что именно благодаря этой маленькой машинке он “глотнул свежего воздуха” — он может разговаривать с заказчиками о чем-то другом, кроме как о том, почему его услуга на два пфеннига дороже, чем в типографии за углом. Хотя у нас в России и тогда не было, да и сейчас нет такой жёсткой ценовой конкуренции, от его слов повеяло чем-то родным, своей болью. Захотелось, как и он, иметь возможность предложить какой-то, хоть маленький, но эксклюзив». После этого были визиты и в другие типографии, среди которых всё чаще попадались те, где печатали с помощью высокореактивных УФ-красок — на машинах, оснащённых низкоэнергетическими или светодиодными УФ-сушками. Сейчас инсталляции подобных машин есть и в России — 7 сушек. А в мире их уже более 700, и прирост типографий, переходящих на высокореактивные УФ-краски, имеет лавинообразный характер.
Глядя на опыт коллег, Максим прикидывал, что внедрение подобной технологии может дать для развития его типографии. Очевидные плюсы технологии — возможность немедленного получения сухого, без порошка, готового к финишной обработке оттиска. «Вообще, я скорее директор-маркетолог, а не директор-технолог или директор-печатник. Мне интереснее, что новое решение может дать для продвижения на рынке, а не то, как оно внутри устроено», — признался он. Постепенно в голове у Румянцева созрели две рыночные модели, связанные с высокореактивными красками. Первая — печать офсетных стандартных заказов в оперативном режиме как на «цифре», в том числе на материалах, на которых при обычной технологии это было бы невозможно. Вторая — выполнение нестандартных заказов с высокой добавленной стоимостью (на невпитывающих материалах, со спецэффектами типа drip-off и другими). «У этой технологии есть свои “бонусы”: почти полное отсутствие запаха, в отличие от стандартной УФ-печати, отсутствие порошка в цеху и в лёгких печатников, в отличие от классической печати, “сочная” печать по офсетной бумаге — краска не проваливается», — отмечает Румянцев.
|
На стареньком Speedmaster ещё можно увидеть следы противоотмарывающего порошка. Но после того как его отчистят, новый уже не появится. Да и печатникам так работать гораздо комфортнее. На фото в центре — смонтированная сушка AMS LED UV XP9. На фото справа — шкафы управления и охлаждения |
В «Астер Петербург» решили проверить на практике идею перехода на УФ-краски в два этапа. Первый — модернизация уже работающей в типографии малоформатной машины Speedmaster 52 сушкой LED UVот AMS, предложенная компанией «Терра Системы». Это относительно бюджетное решение. Оно даёт возможность освоить технологию, поработать по первой бизнес-модели и прощупать рынок для второй. Второй этап — покупка новой полноформатной машины с двумя LED-сушками. Это уже проект с высокими финансовыми рисками. Но и «в прикупе» можно получить что-то интересное…
Модернизацию Heidelberg SM 52 в «Астер Петербурге» произвели в начале февраля 2016 г. «Хотя коллеги из “Терра-Системы” и предупреждали, что начать печать можно через 4 часа после приезда наладчиков, всё-таки реальность такой скорости перехода на новую технологию стала сюрпризом. После монтажа сушки, модулей контроля и охлаждения, а также замены валиков на специальные первые же оттиски получились на “ура”: краска полностью отверждалась даже при работе в половину максимальной мощности сушки, — восторженно вспоминает Максим. — Конечно, большая благодарность специалистам “ОктоПринт Сервис”, которые были рядом и “ставили” технологию на своих красках. Чувствуется, что они набили руку в УФ-красках, и педагоги оказались хорошие. Без них нам бы пришлось прирабатываться заметно дольше. Было опасение, что сама печатная машина может выкинуть какой-нибудь фортель — всё-таки она уже “не девочка”. Ещё была фобия, что печать УФ-красками будет такая же “ядреная”, как и цифровым способом. Это кому-то нравится, но какие-то заказчики считают такую печать “плебейством”. Но мы сделали новые красочные профили, перенастроили СТР и теперь можем печатать и так, и эдак: и сочно, и для “патрициев” — ценителей классической цветопередачи.
Первые месяцы мы в основном осваиваем простую CMYK-печать по бумаге, но в перерывах продолжаем эксперименты с лаками и белилами, печатью на различных пластиках. Нельзя сказать, что всё идет безоблачно. Добавление белил или лаков в линию к триаде осложняет дело — обычно для такой печати поставщики решений и красок рекомендуют использовать специальные материалы и две сушки. Но работать оказалось можно даже с одной, хотя это требует определённой сноровки, есть и ограничения. Ещё не окончательно подобрали идеальные белила, лаки для пластика и drip-off. И сама печатная машина иногда вдруг не “включает” сушку почему-то на 7–8 оттисках, а с 9-го оттиска снова включает. В чём дело — пока не понятно, изучаем эту проблему. Но, главное, всё очень интересно! А в целом, повторюсь, впечатлила простота и скорость запуска технологии. Специалисты “ОктоПринт Сервис” и “Терра-системы” курировали у нас инсталляцию технологии пару-тройку дней, хотя могли уже уезжать домой через несколько стартовых тиражей — правильный вектор был задан, и дальше мы бы сами наращивали опыт работы».
Для перехода на высокореактивные краски нужно использовать либо универсальные, либо специальные валики. В последнем случае перемыть машину и легко перейти на печать обычными красками уже не получится. В «Астер Петербурге» решили сделать машину специализированной — во -первых, на ней печатают только небольшие тиражи, во -вторых — специализированные валики оказались чуть ли не в два раза дешевле универсальных.
«Печатники стали работать быстрее и смелее, — объясняет Румянцев. — Если раньше им всегда приходилось держать в голове, что для печати оборота или отправки готовых оттисков на брошюровку их следует ещё подсушить, то на машине с LED UV такой необходимости нет. Экономичным и скоростным вариантом оказалась печать со своим оборотом — выигрыш во времени за счёт немедленного запуска печати оборотной стороны плюс экономия на одном комплекте форм».
Главный недостаток технологии —высокая цена краски, которая сейчас обходится почти втрое дороже обычной. При среднем вкладе краски в себестоимость продукции около 2,5%, при использовании высокореактивных на их долю приходится около 7%. Поэтому выполнять заказы с большими тиражами такими красками чаще всего нецелесообразно. Но перспективность технологии косвенно подтверждается тем, что высокореактивные краски сейчас предлагают все ведущие производители — а ещё два года назад в России был только один поставщик! Все потребители надеются, что цена этих красок в результате конкуренции будет снижаться. Можно заказывать и смесевые краски: «ОктоПринт Сервис» уже поставил в «Астер Петербург» первую партию под заказ.
После модернизации старенькая машина буквально получила вторую молодость — на ней печатают все «сложные» заказы, «крутые» обложки для многостраничных изданий, новые для типографии работы. Если раньше печать на пластике осуществлялась фолиевыми красками с большими сложностями типа долгой сушки тиража, раскладки тиража маленькими стопками по всему цеху, то сейчас печать что по бумаге, что по пластику… ничем не отличается. Появилась возможность беспроблемной печати по всем дизайнерским сортам бумаги, кальке, ПВХ, лентикулярному пластику. И уже появились такие экзотические заказы на самоклеющейся плёнке, как CMYK (текст зеркалом) + белила + CMYK — для наклейки на окна троллейбусов.
А на горизонте — установка в конце мая уже заказанной 6-красочной Ryobi 92-го формата с двумя сушками LED UV также от AMS. Финансирование проекта осуществляет лизинговая компания «Северная Венеция». Среди достоинств Ryobi Румянцев называет её конкурентную цену по сравнению с другими производителями, возможность печати заказов большим форматом со сложными эффектами, успешность этой торговой марки в России и то, что машин Ryobi в конюшне «Астер Петербурга» ещё не было. «Мне же надо поддерживать свой имидж оригинала от полиграфии и владельца “зоопарка”! Но риски в этом проекте есть, и они не малые! Кроме общеэкономических и общеотраслевых, проблема второй бизнес-модели в том, что пока для неё рынок в России очень мал. Для меня программа-максимум — загрузить Ryobi специфическими заказами (с добавленной стоимостью) на 15% её мощностей. Остальные 85% — это типовые заказы для “Астер Петербурга”. И на большее я не замахиваюсь. Если много типографий выйдет на этот сегмент, все окажутся в проигрыше. Будем надеяться, что у меня не будет много последователей», — заключает Максим с лёгкой улыбкой чеширского кота.
И. Терентьев, журнал Publish