Цветопроба – что это и нужна ли она
04.10.2023Офсетная проба – это цветопроба, выполненная на печатной машине или на специальном станке. Она позволяет получить качественный оттиск материалов, которые выпускают в формате большого тиража.
В этой статье мы поделимся с вами стандартами цветопробы в офсет-печати и объясним, для чего она делается в типографии.
Восприятие цветов
Для начала мы бы хотели рассказать, как формируется восприятие цветов в офсетной печати. Поэтому рекомендуем ознакомиться с правилами оценивания готовых макетов:
Правило №1 – Цвет определяет 3 составляющих: цвет красок триады на печатном листе, процентное заполнение бумаги в определенной точке и красконаложение.
Правило №2 – Цвета будут меняться в зависимости от освещения.
Если вы хотите увидеть, как картинка будет выглядеть при естественном свете – выйдете на улицу.
Правило №3 – Не будьте перфекционистом.
Добиться идеального соответствия цветопробы и отпечатка очень сложно в условиях реального производства. Поэтому незначительное отклонение оттенков от тех, что были на мониторе, не критично. Если же вы увидите серьезные отличия пробы и печатного листа, тогда придется все переделывать заново.
Правило №4 – Тщательно проверяйте ламинацию и лакировку оттисков.
Дело в том, что лакировка в линию на печатной машине существенно облегчает работу, но влияет на конечный цвет. Матовый лак – снижает контраст изображения, а глянцевый, наоборот, его увеличивает. То же самое можно сказать и о ламинации, только заметно это намного сильнее.
Правило №5 – Качество цветопробы зависит от выбранной бумаги.
Если вы решили работать с мелованной или немелованной бумагой, то сюрпризов не будет, так как для нее разработаны конкретные стандарты проверки. Если же речь идет о дизайнерской или тонированной бумаге, то обязательно понадобится пробная печать и помощь специалистов.
Когда и для чего проводится?
Цветопроба производится перед запуском тиража в печать и помогает решить сразу несколько задач:
- Получить визуальное воплощение будущей продукции для заказчика.
- Использовать ее как образец для приладки печатной машины.
- Добиться соответствия печати единому стандарту цветопередачи, контролируя правильность расположения отдельных изображений на полосе, точности приводки и общего цветового решения.
- Получить возможность корректировать оттенки на этапе исходных данных макета.
- Повысить качество будущего тиража и не допустить появления дополнительных расходов.
Стандарты в типографии
Обозначим несколько ключевых стандартов проверки качества цветопробы для макетов в офсетной печати, которые описаны в нормах ГОСТ и ИСО:
- Для каждого типа бумаги предусмотрены свои параметры растискивания. Например, для мелованной – 14(А) для цветной и 17(В) для черной, для офсетной – 20(С) и 23(D) и т. д.
- Для печати на всех классах бумаг подходят профили от ECI.ORG и FOGRA.
- Макеты нужно оценивать при естественном дневном свете. В этом специалистам помогают полиграфические лампы.
- Отклонения по TVI или растискиванию в диапазоне ±4 от номинала стандарта в полутонах считаются нормой.
- Привязка краски и бумаги к цвету надежнее всего задается icc-профилем – файл компьютерного цветового описания, внутри которого находятся таблицы, задающие соотношение между красками и цветом и позволяющие отобразить все изменения на экране. Именно он помогает провести экранную или «мягкую» цветопробу.
- Приращение растровой точки в полутонах привязано к классам бумаг. То есть заказчик делает цветоделение, исходя из классификации А, В и С, а типография калибрует свои печатные машины, чтобы добиться нужного полутона.
- Цвет красок регламентируют в единицах CIE Lab.
- Цвет печати устанавливается и контролируется с помощью спектрофотометра, а возможные отклонения вычисляют по формуле дельты Е – цветовому различию. Количество – до 5 для четырех плашек CMYK.
- Цветопроба обязательно содержит контрольную шкалу, информацию об имитируемом цветовом профиле и ОК-стикер, подтверждающий то, что систему проверили на предмет допустимых отклонений.
Важно: Перед обращением в типографию целесообразно ознакомиться с ее требованиями к оригинал-макетам, чтобы понимать с каким уровнем профессионализма вы имеете дело.
Виды цветопробы
Существует несколько способов изготовления цветопробы в офсетной печати:
1) «Мокрый» или офсетный, для которого необходимо использовать специальный пробопечатный станок.Плюсы технологии:
- Подходит для больших тиражей.
- Особенно полезна в тех случаях, когда необходимо максимально точно передать конкретные оттенки.
- Делается на том же оборудовании, на котором печатается тираж.
Минусы:
- Высокая стоимость услуги.
- Долгий процесс работы.
2) Аналоговый – ее получают путем накладывания пленок, каждая из которых окрашена в один из триадных цветов: пурпурный, желтый, черный и голубой (палитра CMYK).<.p>
Преимущества метода:
- Высокие качество и скорость изготовления изделий.
- Точность цветоперадачи.
К недостаткам аналоговой цветопробы причисляют:
- Высокую цену.
- Прямую зависимость качества результата от квалификации мастера, так как весь процесс по факту выполняется вручную.
На заметку: Аналоговая проба относится к устаревшим способам проверки цвета, поэтому практически не используется специалистами современных типографий.
3) Цифровой – для ее создания требуется струйный или сублимационный принтер либо специальный софт.
Плюсы:
Относится к самым быстрым и доступным вариантам проверки оригинал-макета полиграфической продукции. Не уступает по точности результата аналоговому или офсетному методу.
Существенным недостатком цифровой цветопробы для офсета считают зависимость его качества от используемого оборудования.
Цветопроба в «Астер Петербург»
Если вы хотите получить качественный тираж книг, журналов или других изделий и проконтролировать его выпуск от начала и до конца – обратитесь в типографию «Астер Петербург».
В перечень наших услуг входит два варианта цветопробы. Цифровой и офсетный вы можете заказать ее за дополнительную плату, чтобы посмотреть промежуточный результат и внести свои корректировки. От вас – идеи и предложения, от нас – качество и профессионализм.